Корпоративное онлайн обучение фармацевтической компании

Подготовка – 3 недели плотной работы
Скорость – высокая

Старт – в компании не проводилось онлайн обучение на основе практических кейсов. Подтвердить прохождение обучения своих сотрудников компания не могла. Сотрудники не знали основные коррупционные и антимонопольные риски, присущие индустрии.

Результат – разработана годовая программа обучения по антимонопольному и антикоррупционному комплаенсу. Программа построена с учетом отраслевой правоприменительной практики и размещена на онлайн платформе. Обучение проходило на онлайн платформе. Для начала обучения компания предоставила списки сотрудников с указанием ФИО, должности и корпоративного электронного адреса. После прохождения каждого модуля, сотрудники сдавали электронный тест, успешное прохождение которого подтверждалось персональным сертификатом.

Анализ ситуации

В процессе диалога с представителями компании был получен запрос провести практико-ориентированное обучение, которое должно помочь сотрудникам понять основные антимонопольные и антикоррупционные риски. Компании было важно не просто провести формальное обучение для «галочки», а сделать его полезным для сотрудников, чтобы они понимали, как могут использовать полученные знания в трудовой деятельности для предотвращения правовых рисков.

Подготовка программы обучения

Мы разработали два курса, каждый из которых включал ряд модулей. Например, курс по антимонопольному комплаенсу включал модули по правилам взаимодействия с заказчиками, конкурентами (картельные соглашения) и доминирующими компаниями, ограничения, которые предусмотрены для доминирующих компаний. На практических примерах были рассмотрены нарушения, которые уже были допущены конкурентами, указаны причины, по которым они произошли и способы их предотвращения.

Мы не использовали такие формулировки – в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности: об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Мы объясняем сложные юридические формулировки простым языком и на практических примерах, например, так: одна компания выпускала в рынок более 90 процентов продукции. Для реализации своего продукта компания привлекла дистрибьютора и предоставило ему скидку в размере 30 процентов. Антимонопольная служба привлекала дистрибьютора к ответственности в размере порядка 170 млн. руб., указав, что доходом, полученным в результате выявленного нарушения, будет скидка, размер которой подлежит безвозмездному принудительному изъятию в федеральную собственность. Давайте разбираться, как такое могло произойти….

Антикоррупционное обучение было разработано также по принципу практико-ориентированности. Сотрудники прошли практическое обучение по коррупционным правонарушениям, которые уже произошли в их отрасли. Были рассмотрены следующие темы: растрата или хищение со стороны работника, нарушения со стороны руководителей, нарушения со стороны поставщиков, коммерческий подкуп, взяточничество, незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица.

Методика обучения позволила не только привить работникам антикоррупционное мировоззрение, но и сформировала более осознанное отношение к возможным коррупционным рискам и их последствиям, научило выявлять признаки коррупционных правонарушений, о которых необходимо сообщать на горячую линию по комплаенс. В целом создало атмосферу непринятия коррупционных действий в коллективе (элемент формирование контрольной среды).

Обучение было разработано с учетом правовой позиции по делу № 12-1248/2014 от 14 октября 2014 г. В данном деле суд освободил компанию от ответственности по статье 19.28 КоАП за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, указав что в компании было организовано электронное антикоррупционное обучение и тестирование, которое сотрудник проходил неоднократно. Суд отметил, что обучение сформировало в коллективе негативное отношение к коррупционным действиям, а компания предприняла все меры для предотвращения коррупционных правонарушений ее сотрудниками.

Таким образом, обучение достигло ряд целей:

  • Сотрудники научились выявлять возможные антимонопольные и коррупционные нарушения.
  • Сотрудники стали более осознанно подходить к выполнению своих обязанностей.
  • Повысилась исполнительная дисциплина.
  • Сотрудники стали лучше знать своих конкурентов и механику нарушений, которые они уже допустили, а значит стали учиться на чужих ошибках.
  • Компания получила грамотных и осознанных сотрудников.
  • Компания в случае необходимости сможет доказать, что предприняла вся зависящие от нее меры для предотвращения коррупционных правонарушений, а это может помочь избежать ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица.