Антикоррупционный комплаенс – это международно признанная внутренняя система соответствия, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений и потерю репутации.
Зачем нужен комплаенс?
Комплаенс помогает избежать ответственности для организации. Пример, дело № 12-235/2014 от 14.03.2014 г. Работник компании дистрибьютора был вовлечен во взяточничество для продвижения продукта, реализуемого дистрибьютором. В отношении компании инициировано привлечение к ответственности, однако было установлено, что в компании внедрена система комплаенс, сотрудник был ознакомлен с антикоррупционной политикой и проходил регулярное обучение. Суд решил, компания предприняла исчерпывающие меры по противодействию коррупции. Дело в отношении компании прекращено.
Три элемента объясняют необходимость комплаенса – формальный, содержательный и внутрикорпоративный.
Формальный критерий включает три группы правовых актов требующих, чтобы компании имели комплаенс:
- Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
- Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977) имеет экстерриториальный характер.
- Закон Великобритании о взятках (UK Bribery Act) имеет экстерриториальный характер.
Содержательный критерий заключается в том, что комплаенс помогает избежать нарушения применимых к организации законов, как следствие:
- снижает риски коррупционных преступлений сотрудниками организации и в отношении сотрудников организации;
- снижает риски причинения убытков и потери деловой репутации;
- уменьшает контроль со стороны государства;
- при правильном позиционировании комплаенс обеспечивает доверие клиентов,государства инвесторов и партнеров;
- наличие программы комплаенса является страховкой от наступления юридической ответственности.
Внутрикорпоративный критерий.
- Сотрудники компании уверенные, что компания действует в соответствии с этическими нормами работают с большей отдачей и дольше.
- Компании, соблюдающие этические нормы в перспективе более успешны, чем компании не имеющие корпоративной культуры.
- Комплаенс вызывает чувство доверия и порождает лояльность к бренду.
- Корпоративная культура построенная на этических принципах и меритократии идей может стать основой успеха компании.
Наша задача – построить для Вас эффективную систему комплаенс, соответствующую лучшим мировым практикам.
- Поможем выбрать оптимальную структуру системы комплаенс с организационной точки зрения и принципа затрат и эффективности.
- Идентифицируем риски.
- Оценим и снизим вероятность наступления рисков.
- Разработаем политики и кодексы.
- Проведем обучение.
- Будем применять цифровые решения.
- Поможем создать собственный корпоративный комплаенс институт.