Антимонопольный комплаенс – международно признанная внутренняя система антимонопольного соответствия, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение антимонопольных правонарушений и потерю репутации.
Антимонопольный комплаенс уже используют европейские страны и США. В России и комплаенс применяют в Роснефти, Газпромнефти, Лукойле, ГК «Автодор», Балтике, Уралкалии, МТС, Дикси и другие компании.
Наличие комплаенса помогает избежать антимонопольной ответственности или уменьшить размер налагаемого штрафа. Постановлением по делу № А40-107482/2019 подверждено наличие картельного соглашения между ЗАО «Фирма Евросервис» и ООО «Мега Фарма». Компании оштрафованы на 284 000 000 рублей. Отсутствие системы комплаенса в указанных компаниях не смогло предотвратить нарушение или уменьшить размер штрафа.
Три элемента объясняют необходимость антимонопольного комплаенса – формальный, содержательный и внутрикорпоративный.
Формальный критерий. обязательное наличие антимонопольного комплаенса предусмотрено:
Содержательный критерий заключается в том, что комплаенс помогает избежать нарушения антимонопольного законодательства, как следствие:
Внутрикорпоративный критерий
Наша задача построить для Вас эффективную систему комплаенс, соответствующую лучшим мировым практикам: