Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс – международно признанная внутренняя система антимонопольного соответствия, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение антимонопольных правонарушений и потерю репутации.

Антимонопольный комплаенс уже используют европейские страны и США. В России и комплаенс применяют в Роснефти, Газпромнефти, Лукойле, ГК «Автодор», Балтике, Уралкалии, МТС, Дикси и другие компании.

Зачем нужен антимонопольный  комплаенс?

Наличие комплаенса помогает избежать антимонопольной ответственности или уменьшить размер налагаемого штрафа. Постановлением по делу № А40-107482/2019 подверждено наличие картельного соглашения между ЗАО «Фирма Евросервис» и ООО «Мега Фарма». Компании оштрафованы на 284 000 000 рублей. Отсутствие системы комплаенса в указанных компаниях не смогло предотвратить  нарушение или уменьшить размер штрафа.

Три элемента объясняют необходимость антимонопольного комплаенса – формальный, содержательный и внутрикорпоративный.

Формальный критерий. обязательное наличие антимонопольного комплаенса предусмотрено:

  • Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»,
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 225 8-р,
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 173 8-р

Содержательный критерий заключается в том, что комплаенс помогает избежать нарушения антимонопольного законодательства, как следствие:

  • снижает риски антимонопольных нарушений сотрудниками организации и в отношении сотрудников организации;
  • снижает риски причинения убытков и потери деловой репутации;
  • уменьшает контроль со стороны антимонопольной службы;
  • при правильном позиционировании комплаенс обеспечивает доверие клиентов,государства инвесторов и партнеров;
  • наличие программы комплаенса является страховкой от наступления юридической ответственности;

Внутрикорпоративный критерий

  • Сотрудники компании уверенные, что компания действует в соответствии с этическими нормами  работают с большей отдачей и дольше;
  • Компании, соблюдающие этические нормы в перспективе более успешны, чем компании не имеющие корпоративной культуры;
  • Комплаенс вызывает чувство доверия и порождает лояльность к бренду;
  • Корпоративная культура построенная на этических принципах и меритократии идей может стать основой успеха компании.

Наша задача построить для Вас эффективную систему комплаенс, соответствующую лучшим мировым практикам:

  • Поможем выбрать оптимальную структуру системы комплаенс с организационной точки зрения и принципа затрат и эффективности;
  • Идентифицируем риски;
  • Оценим и снизим вероятность наступления рисков;
  • Разработаем политики и кодексы;
  • Проведем обучение;
  • Будем применять цифровые решения;
  • Поможем создать собственный корпоративный комплаенс институт.